О содержании заданий очного этапа

О содержании заданий очного этапа

На очном этапе участникам будут предложены письменные и устные конкурсы, связанные с воплощением традиций гостеприимства в языке, литературе и культуре (список произведений для соответствующих классов см. в специальном файле).

Все участники очного этапа должны владеть нормами русского речевого этикета, знать этикетные формулы, соответствующие разным этикетным жанрам и ситуациям (например, приветствие, прощание, благодарность, извинение и под.).

 Для учащихся 5-8 классов организуются конкурсы:

«Лингвистический»: анализ языковых особенностей произведений из обязательного списка, в том числе эпизодов и сцен, связанных с тематическим направлением Олимпиады;

«Литературный»: анализ сюжета, образов героев и литературных особенностей произведений из обязательного списка, в том числе эпизодов и сцен, связанных с тематическим направлением Олимпиады;

«Поэтический»: чтение наизусть стихотворения (на свой выбор, но не собственного сочинения) объёмом не менее 12 строк, посвященного приёму гостей, праздникам, визитам и в целом гостеприимству (оценивается умение выразительно читать стихи, понимание сути стихотворения);

«Этикетный»: участникам будет предложено проанализировать контексты, связанные с тематическим направлением олимпиады: 1) определить формулы речевого этикета и слова, обозначающие этикетные действия (речевые и неречевые); 2) определить этикетный речевой жанр; 3) оценить ситуацию или поведение героя с точки зрения соответствия / несоответствия традициям русского речевого этикета и нормам вежливости.

Для подготовки к участию в данном конкурсе используйте следующие источники:

Балакай А. Г. Словарь русского речевого этикета. М., 2001.

Формановская Н. И. Культура общения и речевой этикет. М., 2005 (2-е изд.). Главы «Этикет и речь. Речевой этикет», «Речевой этикет и вежливость», «Формы общения на ты и на Вы».

 Для учащихся 9-11 классов организуются конкурсы:

«Письменный (русский язык и литература)»: анализ литературных и языковых особенностей произведений из обязательного списка, в том числе эпизодов и сцен, связанных с тематическим направлением Олимпиады;

«Риторический»: подготовка полемического выступления на основе афоризмов, связанных  с ролью традиций гостеприимства в русской культуре и в жизни человека (на конкурсе участник при помощи жребия получает одно из высказываний указанной тематики, которое он должен поддержать или опровергнуть; время выступления – 1 мин.).

«Рекламный»: участникам будет предложено 2 задания: 1) анализ жанровых черт и изобразительно-выразительных средств рекламного текста из сферы туризма, гостиничного и ресторанного дела; 2) создание (на основе определённых требований) собственного рекламного текста, тематически связанного с направлением Олимпиады.

Для выполнения заданий данного конкурса участникам очного этапа необходимо владеть знаниями о стилистических ресурсах русского языка (фонетических, лексических, морфологических, синтаксических) и об изобразительно-выразительных средствах (тропах, стилистических фигурах, приёмах).

Для подготовки к очному этапу вы также можете ознакомиться с содержанием заданий очного этапа прошлых лет, а также ответами и критериями оценивания к ним (см. раздел «История олимпиады» на сайте Филологической олимпиады).